 Устроители «World Food Москва-2006» угадали со сроками проведения выставки: пик бабьего лета -- наилучший фон для продуктовой «ассамблеи». Восемь залов пяти павильонов «Экспоцентра» с 26 по 29 сентября, практически всю неделю работали в режиме non-stop. Завязывались знакомства, заключались контракты, импровизированные презентации плавно перетекали на воздух, гостям хотелось все посмотреть и перепробовать. Пятнадцатый раз проходили в Москве подобные смотрины. Своеобразный «малый» или, точнее сказать, «промежуточный» юбилей выставки отметился небывалым ростом ее экспозиции. 1100 компаний выбрали Москву для своего показа. Анастасия Мельникова, директор проекта, уверена, что World Food уже вошла в десятку самых крупных выставок питания как европейских, так и мировых.
По разным данным российская пищевая индустрия последние семь-восемь лет переживает повсеместный подъем и стабильный рост. Сейчас на выставку все больше выходят регионы: казанцы, пищевики Самары, Челябинска, Владивостока, Томи, других больших и малых городов. Они по-свойски чувствуют себя рядом с москвичами, аргентинцами, датчанами, греками, представителями Эмиратов, юго-восточных стран, американского фаст-фуда, итальянской Ломбардии, Австрии, разумеется, Турции, а также Норвегии, Бельгии, Китая и других -- всего 55 стран. Мода на здоровое питание, на все подлинное, натуральное, наконец, этническое, неслучайна и в музыке, и на обеденных столах, вообще в культуре. Здесь следует отметить довольно большой потенциал предприятий из российской глубинки, во многих случаях по вкусовым качествам российский товар даже превосходит зарубежный. Например, шоколадные ассорти из Улан-Удэ не только не хуже подобных немецких, а вкусом, пожалуй что, и гораздо оригинальней. Шоколадно-ореховая паста «Бельчонок» из Подмосковья напоминает аналогичный продукт «Нестле», но ценой, по словам президента компании «Алвис» Алексея Шумейко, «в пять раз дешевле». Интересная тенденция наблюдается и среди соков: российская провинция активно включилась в использование местного сырья -- шиповника, облепихи, брусники, причем в стеклянной посуде, возможно, что вскоре Томск и Чебоксары смогут в эконом-классе вытеснить более дорогие итальянские и немецкие напитки. Чебоксарцы начали производить молочно-соковые коктейли -- аналог «Мажетеля» -- опять же дешевле оригинала. Кроме того, внедрена еще одна идея: серия соков отдельно по предпочтениям -- для мужчин (пять видов) и для женщин (пока что два). Распад Союза дольше прочих переживают политики, для торговцев и производителей прошлое -- только повод совершенствовать качество своих топов: латышские шпроты, белорусская сметана, украинская горилка для нас не столько импорт, сколько знак родства и совместного присутствия в мире, тем более что не за горами наше вступление в ВТО. За жареными бананами в окружении других сладких овощей по-тайски быстро набежала очередь, но вряд ли этот изыск сотрет любовь к исконным картошечке с селедочкой. Действительно, кое-кто, поев, отходил разочарованным -- экзотика не впечатлила. Едва ли в нашей «горячей» стране состоится массовый поворот к аргентинским напиткам на травах, вкусом напоминающим «Чинзано» (только без градусов), но пусть будут и они, а ведь распробуем -- и обязательно будут. Или другой пример. Подмосковная компания, производитель вермишели, лапши, родственных им изделий, а также различных супов, уже восемь лет, начиная с дефолта, работает под известной американской маркой, причем уже не только сырье и все необходимые ингредиенты являются местными, но и технология производственного цикла внедрена своя. А напоминающие разноцветный ледяной кристалл торты, украшенные сахарными цветами и фигурками, которые потихоньку, без особой рекламы появились в Москве, -- так ли важна их австро-венгерская родословная, если новинка приехала к нам из Литвы и у нее литовский характер? Но эксклюзивных заказов от москвичей уже хватает, не надо быть профессионалом, чтобы прогнозировать их рост после «World Food Москва-2006». И так -- в большинстве из 12 секций, среди которых есть и новые: «Предприятия общественного питания» и «Здоровое питание». Последнюю стоит отметить особо -- своих компаний, занятых «здоровым», пока маловато, впрочем, нам под силу догнать цивилизованный мир: торговый дом «Ярмарка», к примеру, показал биосахар (йодированный -- вслед за йодированной солью). Новинкой World Food стал и салон вин в секции «Напитки», хотя отрасль, представленная в нем, сегодня одна из двух проблемных. Еще далеко не исчерпан алкогольный кризис -- дефицит красных сухих вин в нижнем и среднем ценовых сегментах налицо, российский производитель не сможет заткнуть эти дыры при всем желании, особенно в качественном отношении. По словам директора проекта World Food, есть некоторые нюансы и с рынком мяса после ввода квотирования: сырье, которое многие мясокомбинаты вынуждены закупать в Европе, подорожало, и бюджет был резко урезан. К счастью, национальных масштабов кризис не достиг, и на выставке секция не пустует. Предусмотрели организаторы и специальную «Витрину новинок» с предложениями компаний «Юг Руси», «Хлебпром», «Рокадовские минеральные воды», «Сания», «Эдельвейс», Daysun Food Co. Ltd. (КНР), Funose Inc. и многих других -- вместить всех желающих явно не удалось. Современный выставочный праздник совмещает приятное с интенсивной работой. Кроме новых деловых связей, всегда важно понять, чем и как живет рынок. На «World Food Москва» теоретическую часть -- конференцию «Стратегия и практика прибыльного роста на продовольственном рынке России» -- разделили на два дня. В первый выступили директор департамента макроэкономического развития МЭРТ Андрей Клепач, полномочный министр, советник посольства США по сельскому хозяйству Алан Мастард, гендиректор ACNielsen Александр Письменный, директор Sweets Global Network Ханс Штромайер, во второй -- генсек Ассоциации производителей упаковки Турции Доган Ерберк, директор по закупкам «Дanone индустрия» Сергей Буйлов, а также Александр Бойко, председатель подкомитета по развитию индустрии упаковки ТПП России (заседание посвящалось упаковке и маркетингу). Подкомитет был одним из патронатов «World Food Москва-2006», вместе с ним выставку патронировали Минсельхоз России, правительство Москвы, АССАГРОС и Московская ассоциация предпринимателей. (О самом важном, что прозвучало на конференции, Food News Time расскажет в следующем номере.) Четыре дня, пока не иссяк поток посетителей, пролетели быстро, а запомнятся надолго. Насыщенность их была такова, что солнце бабьего лета продолжало светить и греть Москву до начала следующей недели -- целых три добавочных дня. Итогом выставки, конечно же, стало награждение победителей международного дегустационного конкурса «Продукт года». Судила конкурс центральная дегустационная комиссия Минсельхоза России. 200 компаний, представивших 600 образцов своей продукции. Лучшие 13 удостоены Гран-при, 97 получили золотые медали, по 78 -- серебряные и бронзовые, а четырем вручены дипломы. Александр Коднир
|